Федеральная антимонопольная служба (ФАС) высказала серьезные замечания к деятельности «Яндекс Такси», крупнейшего агрегатора такси в России. По мнению службы, компания злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке и устанавливает несправедливые цены на свои услуги.
За прошлый год на «Яндекс Такси» поступило более 300 жалоб от потребителей и перевозчиков. Они жаловались на завышенную стоимость поездок, непрозрачный алгоритм ценообразования, а также на произвольные блокировки водителей и пассажиров в сервисе «Яндекс GO». Иванов сообщил, что ФАС направила компании письмо с требованием уточнить условия блокировок в своих документах и снизить комиссию с перевозчиков до конкурентного уровня (около 28%).
«Кроме того, алгоритм ценообразования услуг такси также не раскрывается компанией в полном объеме. В настоящее время мы продолжаем анализ практик ценообразования агрегаторов такси, по которым у службы есть серьезные замечания к «Яндекс Такси», — подчеркнули в ФАС. Ведомство отметило, что до конца 2024 года действует мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний, поэтому ФАС не может применить меры реагирования.
ФАС также прокомментировала инициативу депутатов установить порог максимального роста цен на такси. Такое решение может привести к дефициту такси в экстремальных ситуациях. «Например, мы ограничили цену, а водители не поехали, потому что им это невыгодно. И в этом случае мы окажемся без такси за любые деньги, если будет экстремальная ситуация для поездки в больницу или аэропорт», — подитожили в ФАС.
С начала 2023 года участники рынка такси сталкиваются с нехваткой водителей. По данным «Яндекс Такси», на этом фоне средняя стоимость минуты поездки за 12 месяцев с декабря 2022 года по ноябрь 2023-го в регионах с городами-миллионниками выросла на 17–27%.
В конце декабря Совет Федерации предложил Минпромторгу и ФАС начать контролировать ценообразование на автомобили такси в случае введения требований к уровню их локализации в регионах России. Поправки в закон о такси, по которым региональные власти получат право устанавливать обязательные требования по локализации используемых в такси автомобилей, в начале ноября внесли в Госдуму председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенев.
По поправкам, локализация будет измеряться в баллах, как это сейчас происходит для допуска автомобилей к госзакупкам. При этом правительство получит право устанавливать минимальный обязательный уровень локализации автомобилей такси, а также категории, на которые не будет распространяться требование. Как отмечалось в пояснительной записке, инициатива «обеспечит дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли». В ней приводились данные Аналитического центра при правительстве, по которым в 2021 году в стране насчитывалось более 400 тыс. автомобилей такси.