Сегодня, 14 декабря, в Верхнепышминском городском суде Свердловской области в ходе прений сторон по уголовному делу экс-мэра Среднеуральска Бориса Тарасова гособвинитель просил назначить подсудимому наказание в виде 7,5 лет лишения свободы.
Гособвинение сочло полностью доказанной вину бывшего среднеуральского мэра Тарасова, который, напомним, обвиняется в покушении на дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ), а также в злоупотреблении должностными полномочиями при отчуждении муниципального земельного участка в частную собственность (ч. 3 ст. 285 УК РФ).
Напомним, по версии следствия, Тарасов, будучи главой городского округа Среднеуральск, способствовал незаконному предоставлению земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, в собственность ДНП «Коптяки 12» под дачное строительство, чем причинил ущерб бюджету (городскому и областному) в размере более 61,7 миллиона рублей.
Зная о возбужденном в отношении него уголовном деле, чиновник пытался «развалить» его путем дачи вознаграждения некоему должностному лицу Следственного комитета. Тарасов перевел один миллион рублей на несколько банковских карт после звонка неизвестного лица, представившегося ему сотрудником СКР и пообещавшего содействие в прекращении уголовного дела. Но вскоре выяснилось, что миллион рублей получили лица, не имевшие никакого отношения к Следственному комитету, более того, ими оказались мошенники, отбывающие срок в одной из исправительных колоний...
Как пояснила в суде представитель прокуратуры, действиям Тарасова органами предварительного расследования дана верная квалификация, все доказательства, исследованные в судебном заседании, являются относимыми, допустимыми и достаточными для вынесения ему приговора.
«Тарасов совершил тяжкое преступление против службы в органах местного самоуправления, посягающие на регламентированную нормативно-правовыми актами деятельность органов местного самоуправления, а также покушение на особо тяжкое коррупционное преступление, подрывающее авторитет муниципальных органов», - заявила гособвинитель.
Говоря по вопросу предъявленного Тарасову обвинения в покушении на дачу взятки, прокурор обратила внимание суда на то, что довести преступление до конца - дать взятку должностному лицу Следственного комитета - Тарасов не смог по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку мошенник, которому он перечислил миллион, повлиять на ход уголовного дела не мог.
Попытку дачи взятки в целях скрыть другое преступление прокуратура назвала отягчающим обстоятельством. «Тарасов совершил покушение на дачу взятки именно с целью избежания уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями», - подчеркнула представитель прокуратуры.
Завершая свою речь, гособвинитель просила суд назначить Тарасову наказание за злоупотребление должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) в виде лишения свободы сроком на 4 года с лишением на 3 года права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления. По факту покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 291 УК РФ) - лишение свободы сроком на 7 лет, со штрафом, равным 10-кратному размеру взятки, то есть 10 млн. руб.
Отметим, что при определении меры наказания для подсудимого, прокуратура уже учла все смягчающие обстоятельства - в том числе наличие у Тарасова тяжелых заболеваний и положительные характеристики, поступившие от родственников (!) подсудимого, по месту его жительства и работы.
«В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний прошу определить Тарасову окончательно наказание в виде 7 лет и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима», - заключила гособвинитель.
Между тем, уголовные статьи, по которым судят бывшего чиновника, предусматривают более суровое наказание: ч. 4 ст. 291 УК РФ (взятка) предусматривает до 12 лет лишения свободы, ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями главой органа местного самоуправления, повлекшее тяжкие последствия) - до 10 лет заключения...
Ранее, в ходе расследования уголовного дела, судом был наложен арест на имущество и денежные средства, принадлежащие Тарасову. Так, на банковских счетах мэра было обнаружено более 30 миллионов рублей! (при том, что официальный годовой доход главы Среднеуральска, по данным за 2015-й год, составлял чуть более 4 млн.руб.) В собственности у чиновника и его супруги имеются объекты недвижимости и автомобили. В суде прокурор просила обратить арестованное имущество Тарасова в счет уплаты штрафа.
|
|
Леонид АНДРЕЕВ (фото пресс-службы Антикоррупционного комитета по СО) |
Напомним, в свое время инициатором проведения проверки в отношении мэра Среднеуральска выступил Антикоррупционный комитет по Свердловской области, в адрес которого поступили сообщения о возможной незаконной передаче администрацией Среднеуральска нескольких муниципальных земельных участков частным лицам, приближенным к мэру, через созданные ими дачные некоммерческие партнерства. Сегодня мы попросили главу Антикоррупционного комитета Леонида Андреева прокомментировать завершающийся судебный процесс в отношении бывшего мэра.
- Леонид Владимирович, как Вы считаете, запрошенные прокуратурой 7,5 лет колонии строгого режима и 10 миллионов рублей штрафа - это адекватное наказание для бывшего мэра Среднеуральска?
- Учитывая, что совершены преступления, подрывающие авторитет местной власти, одно из них тяжкое, второе - особо тяжкое, и оба предусматривают длительные сроки заключения, то наказание в семь с половиной лет - это, на мой взгляд, мягковато... Но запрашивать меру наказания - это исключительная прерогатива прокуратуры. Позиция гособвинения строится на основании, в том числе, и смягчающих вину обстоятельств.
- Например, «тяжелых заболеваний»...
- Да, это уже стандартная практика, с которой мы сталкиваемся постоянно. Как только возбуждается уголовное дело, так тут же появляются какие-то медицинские справки, заключения, диагнозы... Хотя, находясь при должности, коррупционеры обычно на здоровье не жалуются - хватает его и на отдых за рубежом, и на ужины в дорогих ресторанах, на разные дорогостоящие приобретения, прочие активные развлечения...
- Вам не кажется, что есть несоответствие в сумме запрашиваемого прокуратурой штрафа в 10 миллионов с нанесенным бюджету ущербом - по версии следствия, более 61 миллиона рублей?
- Штраф это только дополнительное к лишению свободы наказание. Если суд признает бывшего мэра виновным в злоупотреблении должностными полномочиями при отчуждении земли, то помимо штрафа логично будет взыскать лично с него в порядке гражданского судопроизводства весь нанесенный ущерб, 62 миллиона - для этого и накладывался арест на все его имущество. Антикоррупционный комитет, со своей стороны, будет обращаться в прокуратуру по вопросу инициирования соответствующего судебного иска. Но вернуться к этому вопросу можно будет только после вынесения приговора и вступления его в законную силу. А пока ждем вердикта суда.
«ВЕДОМОСТИ Урал» продолжат освещать резонансный судебный процесс.
Татьяна ПОПОВА