Накануне, 20 июля, в региональном управлении Минюста России состоялся «круглый стол» с участием представителей администрации губернатора Свердловской области, нескольких высших учебных заведений, Общественной палаты Свердловской области и ряда региональных общественных организаций, уставными целями которых заявлено противодействие коррупции.
Более двадцати участников мероприятия обсуждали тему внесения предложений в единый комплексный план организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
Организатором «круглого стола» выступило Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области, в лице замначальника Управления Ларисы Завьяловой и помощника начальника Управления Игоря Гавриша.
Открывая совещание, Лариса Завьялова пояснила его участникам, что мероприятие организовано во исполнение утвержденного в апреле этого года Указом Президента Российской Федерации «Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы» и Плана мероприятий противодействия коррупции Минюста России.
В соответствии с ведомственным регламентом для участия в «круглом столе» были приглашены руководители всех областных общественных организаций осуществляющих деятельность в области противодействие коррупции, которых на территории области, по данным Минюста, зарегистрировано одиннадцать, однако приняли участие в совещании лишь шесть из них, остальные приглашение проигнорировали. Зато на «круглый стол» прибыли сразу восемь членов областной Общественной палаты.
Первым докладчиком совещания стала директор Центра высшей школы государственного управления Уральского управления Уральского управления - филиала РАХН и ГС при Президенте Российской Федерации Ольга Дзюба, поднявшая тему необходимости совершенствования законодательства по противодействию коррупции, подчеркнув при этом, что говорить о коррупции в России сегодня можно только гипотетически, поскольку ее истинные масштабы никому не известны.
Ольга Николаевна отметила, что в настоящее время законодатель до сих пор не определился с понятием коррупции, и что проявления коррупции могут быть не только уголовно-правовыми и уголовно наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства. Помимо коррупционных преступлений могут иметь место и коррупционно-дисциплинарные проступки, коррупционно-административные правонарушения, коррупционные гражданско-правовые деликты. На сегодняшний день на законодательном уровне коррупцией признается совершение физическим лицом должностного уголовного преступления. Однако, по мнению Ольги Дзюбы, субъектом коррупционных правонарушений и преступлений, должно выступать не только физическое лицо, но и юридическое. Что касается уровней коррупции, то она выделила три основных категории. Первая - это бытовая коррупция, или коррупция врачей, учителей и т.д., вторая - коррупция бизнеса и власти. Третью категорию - коррупцию власти, когда взаимоотношения возникают между ветвями власти - Ольга Николаевна назвала самой страшной для государства: «Если такой уровень в государстве проявляется, то государству в таком случае конец».
По мнению Ольги Дзюбы, определяя государственную политику Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, необходимо стремиться к профилактическим мерам через убеждение - чтобы было неприлично и некрасиво совершать коррупционные преступления и правонарушения. «Это необходимо воспитывать с детства. И чтобы этого достичь, нужно, наверное, начинать с себя», - резюмировала Ольга Николаевна, подчеркнув, однако, что, для искоренения коррупции в нашей стране необходимо будет взрастить не одно поколение россиян.
Впрочем, некоторые участники «круглого стола» отнеслись скептически к эффективности метода убеждения в борьбе с коррупцией: «У нас страна может развалиться за то время, пока мы будем убеждать. Ситуация в стране чрезвычайная, и на несколько поколений нам рассчитывать не приходится...».
Тему «кумовства» в государственных и муниципальных органах и организациях затронул член Общественной палаты Свердловской области Александр Бухгамер.
«Есть проблема. Человек не может быть гражданским служащим, если у него есть родственники там же. А кто узнаёт, кто доказывает, что у него есть родственники? Работник отдела кадров должен бегать? Предлагаю внести предложение о том, чтобы гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, писал соответствующее заявление о том, есть у него такие родственники или нет, а если нарушил, то это будут заведомо ложные данные».
Аналогично предлагалось писать заявление и относительно наличия второго гражданства госслужащего.
Проректор по управлению имущественным комплексом Уральского государственного экономического университета Владимир Кулигин выступил с докладом по вопросу взаимодействия высших учебных заведений с органами государственной власти в области противодействия коррупции.
Весьма эмоциональным было выступление заместителя председателя Общественной палаты Свердловской области и члена Общественной палаты России, адвоката Владимира Винницкого, поднявшего тему условий возникновения коррупционных правонарушений госслужащими. Член двух Общественных палат отметил, что данные вопросы являются повседневной и будничной работой основного органа общественного контроля, констатировав, что коррупция в нашей стране принимает угрожающий характер.
Владимир Ильич обратил внимание на то, что зачастую общественный контроль вызывает серьезное сопротивление. «Закон об общественном контроле, и та его часть, которая дает возможность предъявления исков в защиту интересов неопределенного круга лиц, к сожалению, практически неисполнима и, более того, не находит поддержки в судебных органах», - отметил Винницкий. По его словам, большая часть вынесенных судебных вердиктов - не в пользу общественного контроля. Также Винницкий раскритиковал порядок формирования общественных советов при различных государственных органах, которые и формируются этими же органами.
Обстановка, в которой существуют реально предприниматели при общении с государственными органами, однозначно ухудшается, с каждым днем все больше и больше. Владимир Винницкий привел реальный пример, когда предпринимателю, создавшему прибор для нейтрализации террористических бактериологических атак, чиновники создали массу препятствий.
- По заключению специалистов, в самое ближайшее время нам нужно ожидать, конечно, не давки машинами людей, это не самое страшное, а бактериологического оружия. Распылил пробирку - и привет... Города нет. Не надо далеко ходить, вот наш водовод с Верхнее-Макаровского водохранилища, три лопаты отравы, он совершенно открыт, и все вместе с рыбой всплыли вверх. Так вот, изобретение было, оно реально опробовано... Министерство обороны заинтересовано, но круг структур, которые встают между предпринимателем и министерством, для того, чтобы заключить обыкновенный контракт... На эту штуку контракт заключался шесть месяцев. Добавьте сюда еще три месяца, для того чтобы открыть спецсчет с уполномоченным банком. Что такое открыть счет? Пять минут в любом банковском учреждении... Для того, чтобы заключить контракт, два месяца решалось, как это назвать - договор или контракт, контракт или договор... Работать невозможно. Вот о чем надо говорить, и не просто говорить... От нас требуют конкретных дел. Ситуация накаляется все больше и больше.
Проблемы работы паспортно-визовой службы Владимир Винницкий назвал крайне опасным направлением и даже национальной угрозой.
- Если такими темпами у нас будет нелегальная миграция происходить и дальше... в этом году она еще приостановлена за счет кризиса, но уже начала расти... то к 2027 году каждый десятый человек в России будет нелегальным мигрантом. Мы проверяли состояние дел в паспортно-визовой системе, оно не выдерживает критики, мы его признали неудовлетворительным. Персонала недостаточно, очереди огромные, оргтехника и программное обеспечение не выдерживает никакой критики. Вокруг них вьются всякого рода посредники, которые готовы изготовить любые документы. Практически делается все, для того, чтобы на этом поднималось огромное количество незаконных бизнесменов, серые схемы, а чаще всего просто элементарная преступная среда.
Кадастровую оценку земли Винницкий назвал атомной бомбой замедленного действия для нашей социальной среды из-за несправедливости кадастровой цены.
Между тем участники «круглого стола» интересовались реальными результатами работы Общественной палаты Свердловской области и предложениями, направленными на противодействие коррупции в среде госслужащих.
На вопрос председателя Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонида Андреева о том, в чем состоят конкретные предложения Общественной палаты по обсуждаемым вопросам, Владимир Винницкий озвучил предложение перенаправить в Общественную палату средства на оказание юридической помощи, направляемые, по его словам, бесконтрольно, в некоммерческие организации, внести ряд изменений в 44-й Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", изменить методику кадастровой оценки земли, признать неудовлетворительной систему работы паспортно-визовой службы с соответствующими кадровыми решениями, изменить существующие регламенты работы ПВС и ее финансирование. Ответить на вопрос о количестве поступивших в адрес Общественной палаты жалоб и заявлений граждан, касаемых коррупции, Владимир Винницкий затруднился.
Директор Департамента внутренней политики губернатора Свердловской области Антон Третьяков в своем выступлении обратил внимание на областной закон «Об основах общественного контроля в Свердловской области», который на сегодняшний день принят депутатами Законодательного собрания области в первом чтении.
Планируется, что окончательную редакцию закона до конца этого года утвердят уже депутаты нового созыва, которые будут избраны на сентябрьских выборах. В законе должны быть определены формы и методы участия общественных организаций в общественном контроле, в том числе и в вопросах противодействия коррупции. В этой связи Антон Валерьевич предложил предусмотреть в плане мероприятий обсуждение закона «Об основах общественного контроля в Свердловской области» и нормативной базы по организации общественного контроля. Кроме того, представитель резиденции губернатора сообщил о грядущих серьезных новациях в федеральном законодательстве, касающихся общественного контроля, на основе выступлений высших должностных лиц государства об усилении форм и методов общественного контроля, в том числе о возвращении такого понятия из прошлого, как «народный контроль», и появлении новых субъектов общественного контроля.
Озвучивая вопросы общественного контроля представительных органов власти, Антон Третьяков прокомментировал ситуацию с антикоррупционной декларационной кампанией этого года, сообщив, что впервые вмененная депутатам представительных органов местного самоуправления обязанность декларировать свои доходы, обязательства, а также доходы и обязательства своих супругов и несовершеннолетних членов семьи, у многих народных избранников вызвала буквально истерику: «Истерика доходила до того, что они заявляли - мы не будем соблюдать нормы федерального законодательства, так как они нарушают наши права как депутатов. Доходило вплоть до сложения депутатских полномочий...».
Еще одна тема, на которую обратил внимание директор Департамента внутренней политики губернатора, касалась родственных связей государственных служащих. По словам Третьякова, в Свердловской области в настоящее время сформировано 94 муниципальных образования, и в тех муниципалитетах, где численность населения достаточно большая, обычно не возникает вопросов с приемом на работу в администрацию людей, которые не являются между собой прямыми родственниками. Но есть муниципальные образования, в которых проживает, например, 2-2,5 тыс. человек. И в этих муниципальных образованиях другая проблема - там просто нет возможности найти специалиста на муниципальную службу, не говоря уже про ограничения, что они не должны являться родственниками. «Там невозможно найти специалистов с высшим образованием, - констатировал Третьяков. - Поэтому, когда мы говорим про родство, кумовство и еще что-то, то как раз, как мне кажется, роль органов общественного контроля должна состоять в том, чтобы, исходя из логики здравого смысла, решать, можно допускать или нельзя допускать, когда родственники находятся даже где-то как-то в прямом подчинении друг у друга... Ну, если нет других специалистов...». В этой связи было высказано предложение к дифференцированному подходу при установлении ограничений и запретов по отношению к муниципальным служащим: чем меньше муниципальное образование, тем ниже требования. Вместе с тем, на просьбу главы Антикоррупционного комитета по Свердловской области назвать конкретные муниципальные образования, в которых администрация не может найти людей на руководящие должности, Антон Третьяков не смог назвать ни одного... позже добавив, что готов предоставить информацию в письменном виде.
В ходе «круглого стола» представители некоммерческих организаций и Общественной палаты высказывали свое возмущение тем, что, работая по обращениям и жалобам граждан в связи с различными коррупционными проявлениями, зачастую сталкиваются с несоблюдением некоторыми государственными и муниципальными органами сроков рассмотрения заявлений и направления ответов на запросы, а также ответы не по существу. Прежде всего, это касается деятельности надзорных органов. Несмотря на то, что имеется официальное указание Генпрокурора России о необходимости взаимодействия органов прокуратуры с общественными объединениями и иными общественными институтами, прокуроры далеко не всегда открыты для диалога в сфере борьбы с коррупцией. В этой связи высказывались предложения о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство, и даже в Конституцию Российской Федерации, что, впрочем, выходило уже далеко за рамки темы «круглого стола». Поэтому участники совещания высказали пожелание, чтобы в будущем на таких мероприятиях присутствовали и представители прокуратуры, с работой которой им приходится постоянно сталкиваться в своей работе.
Комментируя итоги прошедшего «круглого стола» и озвученные на нем предложения, заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области Лариса Валерьевна Завьялова, сообщила, что всё, что обсуждалось на совещании, будет учтено при составлении «Плана организационных, разъяснительных и иных мер...».
- Понимание есть, но столько проблем у каждого направления... Им хотелось сразу все обсудить и сразу всё сказать - всё, что наболело. Мы, со своей стороны, сформируем список вопросов и направим их в Министерство юстиции Российской Федерации. А там уже будет формироваться план.
В ходе разговора с корреспондентом «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» по окончании совещания председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев назвал прошедший «круглый стол» плодотворным, отметив в качестве позитивного момента участие областного управления министерства юстиции в обсуждении такого общественно опасного явления, как коррупция.
- Хотелось бы выразить Управлению благодарность, за то, что организуют подобные мероприятия. Люди сегодня высказались по существующей проблеме. Коррупция - одна из самых серьезных угроз безопасности государства и общества. Повальное взяточничество и воровство достигло всех мыслимых и немыслимых пределов. Сегодня многие сетуют на кризис... Кризис кризисом, но мы никогда не выберемся из него, если не будет жесткого антикоррупционного законодательства, и в первую очередь, проведение реальной судебной реформы, ужесточение уголовного законодательства, прежде всего, в отношении силовиков, которые по определению должны заниматься борьбой с коррупцией, но многие из них сами стоят в первых рядах коррупционных схем. Не будет у нас ни экономики, ни социалки, ни медицины, пока не будет принято действенное законодательство.
Сегодня нам приводили в пример опыт борьбы с коррупцией в Китае, Америке, других странах. Но Китай - Китаем, Америка - Америкой, их нельзя сравнивать с Россией. На мой взгляд, действенной антикоррупционной мерой, которая даст быстрый и эффективной результат, могло бы стать введение пожизненного заключения в качестве наказания за совершение коррупционных преступлений государственными и муниципальными чиновниками .