Россия готовится к изменению правил ввоза автомобилей: глава Минпромторга Антон Алиханов заявил о необходимости повышения утилизационного сбора для борьбы с массовыми "серыми" схемами импорта через физлиц. С 1 ноября новый критерий – мощность двигателя – будет определять размер сбора, что призвано поддержать отечественное производство и стабилизировать рынок.
На заседании в Госдуме глава Минпромторга РФ Антон Алиханов выступил с объяснением предстоящего повышения утильсбора, подчеркнув острую необходимость принятия таких мер. По его словам, российский автомобильный рынок столкнулся с серьезной проблемой: "серые" схемы ввоза автомобилей, когда иномарки импортируются физическими лицами под видом личного пользования по льготному утильсбору (5 тыс. рублей), но фактически предназначены для последующей перепродажи, в том числе через дилерские центры. Это создает колоссальный диспаритет с официальным импортом, где сбор может достигать миллиона рублей и выше на новый автомобиль.
Такая ситуация, когда более 73% всех ввезенных за девять месяцев текущего года автомобилей были импортированы физлицами, приводит к значительному искажению рынка. Появление "серых продаж" через дилерские центры не только подрывает официальный бизнес, но и негативно сказывается на инвестициях в российское автомобилестроение. Алиханов предупредил, что компании, запустившие производство в России, включая китайских партнеров, могут прекратить свои вложения, если насыщение рынка будет происходить в основном за счет такого импорта.
Более того, ранее проведенные индексации утильсбора не привели к росту цен, а в некоторых случаях даже к их снижению, однако часть импортеров ушла "в тень", что привело к сокращению ожидаемых доходов федерального бюджета от утильсбора. В результате Минпромторгу пришлось секвестировать более 110 млрд рублей, а сейчас речь идет о дополнительных 124 млрд, которые должны были пойти на поддержку автопрома, самолетостроения и других критически важных отраслей промышленности.
Разработанный Минпромторгом проект постановления предполагает, что с 1 ноября текущего года новым критерием для расчета утильсбора станет мощность двигателя. Льготные ставки (3,4 тыс. рублей для новых авто и 5,2 тыс. рублей для машин старше трех лет), предназначенные для физлиц, ввозящих транспорт для личного пользования, сохранятся. Однако они будут действовать исключительно для моделей с двигателем мощностью до 160 лошадиных сил. Это, по словам министра, затронет менее 20% всего автопарка страны, в то время как более мощные автомобили, такие как BMW или Volkswagen, не относятся к экономсегменту. Отечественные производители, включая «АГР Холдинг» и «Автотор», уже выразили поддержку этим изменениям, хотя и признается, что они могут привести к значительному удорожанию премиальных брендов. Тем временем, в Госдуме уже звучат и призывы отказаться от повышения утильсбора, а также ввести льготы для многодетных семей и участников СВО.



1















