$
92.51
98.91

Сообщить информацию

Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев: «Коррупция любит тишину. Любое сокрытие информации от граждан и СМИ - путь к хищениям бюджета»

18.03.2020

12-13 марта в Екатеринбурге в Уральском государственном юридическом университете прошла международная научно-практическая конференция «Коррупция: анатомия явления», организованная Институтом прокуратуры Уральского государственного юридического университета и Институтом философии и права Уральского отделения Российской Академии Наук.

Мероприятие было представительным - к участию в нем были приглашены научные сотрудники Югорского, Курганского, Тюменского, Удмуртского, Алтайского юридических госуниверситетов, Крымского юридического института Университета прокуратуры Российской Федерации, Новосибирского госуниверситета экономики и управления, Всероссийского госуниверситета юстиции, а также сотрудники государственных правоохранительных ведомств и представители институтов гражданского общества.

В течение двух дней на одной площадке своими мнениями по теме борьбы с коррупцией обменивались ученые-теоретики и практики. В качестве представителя юридической практики на конференцию был приглашен председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев. По завершении этого важного мероприятия он поделился с корреспондентом «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» впечатлениями от своего участия в конференции, а также рассказал об опыте и деятельности самого Антикоррупционного комитета в сфере противодействия коррупции.


- Леонид Владимирович, как Вы оцениваете прошедшее в Уральском государственном юридическом университете мероприятие?

- Конференция была организована на высшем уровне. Мы довольно часто принимаем участие в разного рода форумах, семинарах, совещаниях. Это мероприятие было и информативно насыщенным, и полезным с практической точки зрения.

- Чьи выступления на «круглом столе», в котором Вы принимали участие, можете отметить как наиболее интересные и полезные?

- Все без исключения выступления были интересными и содержательными. Отдельно отметил бы очень информативный доклад доцента кафедры криминалистики УрГЮУ Владимира Николаевича Долинина, который, насколько я знаю, был одним из активных инициаторов проведения конференции «Коррупция: анатомия явления». Отмечу также содержательное выступление директора Института прокуратуры Олега Александровича Пучкова и очень жизненные, интересные комментарии его коллеги, заведующего кафедрой административного права Хазанова Сергея Дмитриевича. Конструктивным, профессиональным и грамотным было выступление представителя областной прокуратуры - старшего прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Максима Михайловича Хорунжий. Также можно отметить выступление начальника отдела по расследованию особо важных дел областного следственного управления Следственного  комитета Алексея Александровича Шмакова. 

- Но в ходе своего выступления Вы высказывали несогласие с позицией Алексея Шмакова относительно самой борьбы с коррупцией...

- Частично. Прежде всего, не согласен с мнением, что повышать зарплату чиновникам бесполезно - «сколько ни плати, всегда будет мало». Да, человек так устроен, ему всегда мало - с этим нельзя не согласиться. Но, тем не менее, если мы хотим, чтобы люди работали, надо платить им достойную зарплату, а в будущем - пенсию. И чтобы они имели так называемый соцпакет. Должна быть налажена система обеспечения жильем. Человек должен дорожить своим местом и должностью, бояться ее потерять, четко осознавая, что его ждет и чего он лишится, если залезет в карман к государству или захочет нажиться на ком-то, используя служебное положение. Кому мало, должен уходить. А тех, кто использует свою должность в корыстных целях - беспощадно сажать.

Начальник отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного  комитета по Свердловской области Алексей Шмаков считает, что повышение зарплат и ужесточение наказания не повлияет на уровень коррупции

Согласитесь, ненормально, что следователь или оперативный сотрудник, старший оперуполномоченный, майор, подполковник, отдав полжизни службе, получают зарплату в 50 тысяч рублей. В определенной мере именно низкая зарплата толкает этих людей к коррупции. Лично мне непонятно, как молодая семья, тем более, с детьми, может достойно жить на 50 тысяч в месяц (а рядовые сотрудники получают гораздо меньше), которых хватит разве что на еду, минимум одежды и оплату коммунальных услуг. Люди, которые работают на государство, не должны думать о том, как подзаработать, чтобы погасить ипотеку, оплатить качественное образование своих детей, получить квалифицированное медицинское обслуживание и т.д.

Но вместе с тем, как я уже сказал, одновременно с повышением зарплат необходимо ужесточать и уголовную ответственность за коррупционные преступления - существенно увеличивать сроки лишения свободы для коррупционеров и, главное, сделать все, чтобы наказание за коррупцию стало неотвратимым.

- Вы считаете, что это поможет победить коррупцию?

- Победить - нет. Это лишь один из множества шагов, которые должно сделать государство. Я абсолютно согласен с тем, что борьбу с коррупцией каждый из нас должен начинать с себя, со своей семьи. Это вопрос образования, воспитания и времени - не одно поколение должно кардинально поменять свои взгляды на это явление, чтобы не возникало даже мысли о том, чтобы брать или давать...

Но одной психологии мало.  Нужны действия, о которых я уже говорил выше. Абсолютно согласен с мнением главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина о необходимости возврата в Уголовный кодекс наказания в виде конфискации имущества коррупционеров.

Однако вопросы возникают и к самому следствию. Еще бывший генпрокурор Юрий Чайка не раз высказывался о низком качестве следствия, говоря, что все последние годы оно неуклонно падает. Надзорное ведомство ежегожно насчитывает миллионы нарушений законодательства со стороны следователей всех ведомств. Как говорил генпрокурор, для многих  следователей уголовно-процессуальное законодательство - это космос, поскольку до 70% уголовных дел сводится к особому порядку, что приводит к «деградации» следователей. Нельзя не сказать и о коррупции в следствии. Факты, когда человека помещают в СИЗО и за полгода ни разу допросят, стали привычной практикой. Такой способ коррупционного давления, как известно, является очень действенным для "отжима" бизнеса у коммерсантов и имущества у граждан...

По моему мнению, добиться реальных результатов в противодействии коррупции можно только при условии реформирования всей правоохранительно-судебной системы государства.

- В чем должна заключаться эта реформа?

- По моему мнению и по мнению очень многих юристов, изменение законодательства. Кардинально. По всем фронтам - во всех кодексах, уголовном, административном, налоговом, градостроительном и т.д. В первую очередь, в уголовном. Сегодня сами статьи Уголовного кодекса, которым руководствуются судьи, вынося приговоры, предусматривают так называемую «вилку» наказаний - «от» и «до», то есть уже содержат предпосылки к коррупции. Окончательное решение принимает судья, руководствуясь законом и собственным внутренним убеждением. А поскольку в нашей стране нет прецедентного права, на практике мы нередко видим, что за одно и то же преступление, по одной и той же уголовной статье, при абсолютно схожих обстоятельствах, один человек может получить 8 лет реального тюремного срока, а другой - штраф или условное наказание.

Или другие примеры. Совершено тяжкое коррупционное преступление, предусматривающее длительный срок лишения свободы. Прокуратура в суде просит этот длительный срок, но почему-то условный, и суд соглашается... Вспомнить хотя бы недавний приговор бывшему мэру Каменска-Уральского Астахову, признанному виновным во взяточничестве, которому дали 6 лет условно.

- В ходе обсуждения на «круглом столе» вопроса контроля со стороны государства соответствия доходов чиновников их расходам, между Вами и представителем областного департамента по противодействию коррупции возникла полемика. Поясните, из-за чего возникли противоречия?

- Говоря о декларировании чиновниками доходов и расходов, представитель департамента по противодействию коррупции высказывал мнение об избыточности действующих мер по декларированию. Категорически не согласен с этим и считаю, что если служащий не в состоянии правильно заполнить собственную декларацию, это говорит только о его некомпетентности. Хорош депутат или служащий, у которого ума не хватает даже на это... Смягчение ответственности за недостоверное декларирование точно не пойдет на пользу противодействию коррупции.

Также я говорил о том, что сегодня у чиновников отсутствует обязанность декларировать свои расходы, на что Сергей Ежов возразил, сославшись на 230-й федеральный закон. Закон действительно есть, но напомню, что данная норма действует только в отношении расходов, по которым сумма одной сделки превышает общий доход семьи служащего за три последних года, предшествующих совершению сделки. Надо понимать, что это единичные сделки. В итоге основная масса расходов, сумма которых не превышает трехгодовой доход семьи, не подпадает под обязанность их декларирования. Поскольку уголовной ответственности за незаконное обогащение в нашем законодательстве нет, коррупционеру грозит лишь обращение его незаконно нажитого имущества доход государства. На практике это происходит крайне редко.

Подчеркну, что действующим законодательством контроль за расходами осуществляется только в отношении несовершеннолетних детей и супругов чиновников, тогда как имущество зачастую записывается на других родственников - братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек. В результате мы видим, как родственники высокопоставленных чиновников, которые ни дня не работали, становятся обладателями имущества стоимостью в миллионы и миллиарды рублей - квартир, дорогих автомобилей, яхт, земельных участков и загородных домов.По моему мнению, требования о декларировании должны распространяться не только на должностных лиц, но и на их родственников, включая совершеннолетних детей, родителей, а также на лиц, проживающих в гражданском браке с должностным лицом. Подобные инициативы уже озвучивались некоторыми партиями, но, к сожалению, законодатели пока молчат.

Всем известно, что основа борьбы с коррупцией - это открытость, прозрачность информации перед гражданами, которые являются налогоплательщиками и фактически содержат чиновников. Об этом же на конференции говорил и представитель областной прокуратуры Максим Хорунжий.  Сокрытие информации от граждан - это прямой путь к хищениям из бюджета, росту коррупции в стране, а в итоге обнищанию населения.

Надо сказать, что у коррупционеров острое неприятие и ненависть к средствам массовой информации и общественным институтам, которые реально мешают реализации их коррупционных планов и схем. Ведь коррупция требует тишины.

- Ваше мнение по состоянию сферы противодействия коррупции в нашей стране и непосредственно в Свердловской области.

- Если говорить о коррупции в целом, она в нашем обществе была всегда, и борьба с ней, в высших эшелонах власти, велась, в том числе, и в советское время. Особенно во времена чекиста Юрия Андропова. Были тогда, конечно, и перегибы, но для того времени это был большой прорыв. На мой взгляд, Юрий Владимирович - единственный советский руководитель, который действовал на результат. Коррупция была в СССР, но не в таких масштабах, как сейчас. В современной России коррупция проникла практически во все сферы общественной жизни и экономики. Свердловская область, безусловно, не является исключением.  

Вообще, выросло немало молодых людей, на глазах которых члены процветающих в 90-е годы бандитских группировок приобретали заводы, банки, крупные объекты недвижимости, другие активы... и становились «добропорядочными» бизнесменами, уважаемыми людьми. Криминал стал плотно двигать во власть своих людей - в том числе в органы государственной власти и в силовые структуры, в депутаты всех уровней, лоббируя законы для своего бизнеса. Выскажу свое личное мнение, с которым, уверен, согласятся многие: люди с психологией вора, на руках которых кровь, не могут строить честную экономику и не могут воспитать здоровое молодое поколение. 

К сожалению, большинство граждан вообще склонны думать, что коррупция - это нечто далекое и иллюзорное, никак не касающееся их лично. Опасное заблуждение. Коррупция способна разрушить всю систему управления в государстве, саму его основу. Я уже не раз говорил об этом и повторюсь снова, это касается каждого. Коррупция - это наши разбитые, некачественно построенные и плохо отремонтированные дороги, на которых ежедневно гибнут тысячи людей, в том числе по вине тех, кто получил свои права за взятку. Это недостаточное финансирование медицины, образования, пенсионного обеспечения - потому что бюджетные средства, деньги, которые все мы платим в виде налогов государству, попросту разворовываются. Это тормоз экономического развития страны и недостаточная правовая незащищенность граждан, риск того, что завтра вы лишитесь своего имущества, жилья, свободы, а то и жизни - только потому, что кому-то это оказалось нужно и выгодно.

- Вы сами уже 17 лет, можно сказать, на боевом посту. Работа у Вас довольно специфическая, и отношение со стороны чиновников, государственных органов, должностные лица которых становятся субъектами коррупционных расследований, явно не дружелюбное... Не надоело, нет усталости?

- Как ни странно, нет. То, что работа специфическая, согласен. Но у каждого свое призвание. Кто-то занимается политикой, кто-то работает в правоохранительных структурах, есть уникальные профессии, на которых далеко не каждый сможет работать - например, хирурги, патологоанатомы, следователи... Журналистика - тоже довольно специфическая деятельность. Но каждому свое. Главное, чтобы человек был на своем месте. На самом деле наша работа очень интересная и разносторонняя. К нам поступает много разной информации - и в официальном порядке, и анонимно - документы, фото-, видеоматериалы. Мы покопать любим и умеем это делать. Интересна непосредственно работа с заявителями...

- На что и на кого они чаще всего жалуются?

- В основном поступают жалобы на нарушения прав граждан, в том числе, на коррупционную составляющую в действиях либо бездействии тех или иных должностных лиц. В отношении сотрудников органов исполнительной власти - чиновников городских и районных администраций, региональных структур. Но больше всего - на сотрудников правоохранительных органов, включая судебных приставов. Не везде, конечно, так, но это есть.

Огромное количество поступающих нам жалоб связано с работой системы ЖКХ - это ненадлежащее исполнение своих обязанностей управляющими организациями, интересы которых зачастую лоббируют местные чиновники, здесь же фальсификации протоколов общего собрания собственников, «двойные» квитанции, и, соответственно, возникающие «войны» между УК и ТСЖ, между управляющими организациями и собственниками жилья. Люди не могут самостоятельно справиться с такими проблемами, жалуются: «Государство нас бросило». Вообще, это, конечно, не наше направление, но пытаемся помочь, консультируем. В этой связи возникают  вопросы к работе Госжилинспекции (областному департаменту государственного жилищного и строительного надзора - ред.), которая должна защищать жилищные права граждан, но почему-то нередко встает на сторону управляющих компаний.

- Где чаще всего проявляется и выявляется коррупция?

- Исходя из своей практики, да и, по мнению большинства участников прошедшей антикоррупционной конференции, могу сказать, что сегодня коррупция в основном связана с аукционами и госзакупками, когда тендеры получают аффилированные чиновникам коммерческие структуры. Негативный коррупционный тренд, который активно набирает обороты в последнее время, это финансирование из средств бюджета разного рода сомнительных строительных мегапроектов стоимостью в миллионы, а то и миллиарды рублей, освоением которых занимаются те же аффилированные чиновникам коммерсанты. У некоторых чиновников сегодня просто дикое желание осваивать бюджетные средства. И понятно почему. Удручает то, что происходит это на фоне постоянного роста госдолга региона и значительного падения уровня доходов населения, а также отсутствия должного социального и медицинского обеспечения граждан, для которых строительство очередного крупномасштабного спортивного объекта отнюдь не является острой необходимостью.

Далеко за примерами ходить не надо. Взять ту же «Титановую долину», в которую постоянно вливаются бюджетные миллиарды, а ее гендиректор Кызласов обвинен в вымогательстве взяток и уже сидит в следственном изоляторе.  

Или, скажем, вызвавшее широкий общественный резонанс благоустройство Шарташского лесного парка в Екатеринбурге, стоимость [благоустройства] которого может обойтись бюджету в миллиарды рублей. В настоящее время уже реализуется контракт по строительству велодорожек в парке, на 360 миллионов, от чего горожане уж точно не в восторге... Люди прямо говорят - лучше бы три детских садика на эти деньги построили, или реабилитационных центра для лечения людей от наркозависимости...

С другой стороны, традиционным остается взяточничество, крупное и мелкое, которое присутствует во многих сферах деятельности. Достаточно много коррупционных моментов выявляется при декларировании чиновниками своих доходов и имущества. По сфере образования много жалоб - в основном это сообщения о незаконных поборах в образовательных учреждениях и сомнительном расходовании собираемых с родителей денежных средств.

Одной из составляющих коррупции является кумовство в органах власти. Закон запрещает близким родственникам чиновников работать в одной организации в прямом подчинении друг у друга. Но проблема эта гораздо шире. Сегодня мы видим, что во властные органы и правоохранительные структуры попадают те или иные родственники высокопоставленных руководителей и крупных бизнесменов. Например, дочь или жена прокурора работает на руководящей должности в областном правительстве. Сын руководителя суда становится начальником одного из отделов полиции или следственного комитета, дочь работает в прокуратуре, жена - в мэрии. Нет сомнений, что зачастую родственники влиятельных должностных лиц попадают в смежные структуры исключительно по их протекции. К чему это приводит, все знают и понимают, хотя формально никакого нарушения закона нет. Между тем, действительно способные и талантливые люди не могут пробиться на те же должности, поскольку им дорога туда закрыта, а если и попадают, то, как правило, так и остаются на нижних этажах карьерной лестницы, уступая дорогу родственникам уважаемых лиц. Впрочем, это тема отдельного большого разговора. Совершенно справедливо высказывался по этому поводу директор ФСБ Александр Бортников, говоря, что работа всех ветвей власти должна быть направлена на преодоление клановости и коррупции. Продвинуться в этом вопросе нашему государству пока не удалось.

- На практике в чем именно заключается работа Антикоррупционного комитета?

- Система у нас достаточно простая и понятная. Есть вопросы и проблемы, с которыми к нам обращаются граждане или должностные лица предприятий, организаций, учреждений. Работа всегда начинается с заявления, которое к нам поступает, оно может быть как официальным, так и анонимным.

-  Заявление должно быть именно в письменной форме?

- Да, вне зависимости от того, анонимно обращается заявитель или в официальном порядке, необходимо информацию изложить на бумаге, по возможности приложить какие-либо сопроводительные документы, ранее полученные ответы, если есть, и направить в наш адрес любым из удобных способов - почтовым направлением либо электронной почтой. На сегодняшний день большинство заявлений к нам поступает обычной почтой. К сожалению, приходится отмечать, что большинство из них - это около 95% - написаны откровенно безграмотно, много информации не по существу, а это указывает на то, что заявители у нас в большинстве своем малограмотны в правовом смысле, не знают своих прав, вообще население остро нуждается в правовом ликбезе.

- Что происходит после того, как вы получаете заявление?

- В случае необходимости мы приглашаем заявителя, встречаемся - хотя чаще всего этого не требуется. Мы консультируем, иногда связываемся по телефону или электронной почте, даем разъяснения, советы и рекомендации, например, на что человеку следует обратить внимание в своих жалобах и т.д. Далее проводим проверку поступившей информации, делаем необходимые запросы, инициируем доследственные проверки, проведение оперативно-розыскных мероприятий соответствующими службами, подключаем прочие ведомства. Наша задача - помочь заявителю, задать правильный вектор, не позволить, чтобы его обращение чиновники «спустили в корзину», чтобы оно не утонуло в бюрократической волоките.

Стараемся в своей деятельности всегда по возможности привлекать журналистов - для освещения того или иного вопроса, потому что без участия средств массовой информации, без открытости, публичного обсуждения борьба с коррупцией невозможна, и наша работа, как, впрочем, и работа государственных силовых органов, будет малоэффективной.

Хочу отметить, что сегодня одним из серьезных вопросов противодействия коррупции стала проблема привлечения служащих к административной ответственности за нарушения законодательства при работе с обращениями граждан. Этот вопрос обсуждался, в том числе, и на "круглом столе" в УрГЮУ, с подробным докладом выступала доцент кафедры административного права Юлия Аникеенко. Большая часть правонарушений касается нарушения сроков рассмотрения обращений и запросов граждан. Если говорить об ответственности за данные нарушения, то эффективны здесь именно меры административной, а не дисциплинарной ответственности. Но и тут возникают препятствия из-за того, что срок давности привлечения к административной ответственности ограничен тремя  месяцами со дня совершения правонарушения. На практике зачастую происходит так, что пока дело дойдет до суда, который должен определить меру ответственности на основании представленных прокуратурой материалов, срок давности истекает, и привлечь нарушителя становится невозможно. Этот вопрос должен решаться на законодательном уровне.

- Почему нарушения порядка работы с обращениями граждан Вы рассматриваете в разрезе коррупции?

- Потому что обращения и запросы - это единственный способ граждан защитить, отстоять свои законные права. Когда чиновники не отвечают на поступающие им обращения, отвечают не по существу, отказываются предоставлять информацию, это говорит о том, что им есть, что скрывать. И сразу возникает вопрос - зачем? Законодательство о работе с обращениями граждан давно требует серьезного пересмотра - и в части установления порядка работы, и в части ответственности должностных лиц, нарушающих этот порядок.

Ответственность, конечно, надо ужесточать - штрафы для должностных лиц должны быть уж точно не 5 тысяч, а на порядок выше. И срок давности привлечения необходимо устанавливать хотя бы один год. Тогда, думаю, результаты будут. Кроме того, необходимо установить единообразный для всех органов и организаций, осуществляющих публично значимые функции, порядок регистрации поступающих обращений, при котором обращения будут учитываться в журнале строгой отчетности, где исключены приписки, подчистки и исправления. Необходимо, наконец, установить строгий порядок работы с обращениями, поступающими посредством электронной связи. Например, в МВД система регистрации и отслеживания хода рассмотрения обращения работает четко и ясно: направляешь через форму обратной связи обращение - сразу получаешь уведомление о приеме обращения, ссылку на отслеживание его статуса, на следующий день по ссылке можно узнать регистрационный номер. В других органах, в той же прокуратуре, при отправке обращения через сайт видишь только надпись "ваше обращение успешно отправлено". Нередки случаи, когда по прошествии 30-дневного срока выясняется, что в действительности обращение не поступило адресату. Поэтому, конечно, нужно эту систему приема обращений граждан дорабатывать. Другой вопрос, что проблемы у граждан возникают и с получением ответов, когда в том или ином государственном органе утверждают, что ответ направили заявителю на почтовый адрес, а заявитель его так и не получил. И снова нет четкой системы регистрации и контроля отправки ответов на обращения. Недобросовестные чиновники всегда могут предъявить некий реестр отправленных писем, который на самом деле существует лишь виртуально и проконтролировать то, что в нем написано, невозможно. То есть работа с обращениями сегодня сопровождается массой нарушений, для устранения которых требуются серьезные изменения в законодательстве.

- Можете рассказать о каких-то наиболее интересных коррупционных делах?

2017-11-07-15-57-DSC03919_2.jpg- Из последних, резонансных, можно отметить материалы, поступившие в отношении бывшего главы администрации Среднеуральска Бориса Тарасова, который, как вы знаете, в конце 2017 года был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и покушении на дачу взятки, осужден на 7,5 лет лишения свободы со штрафом 10 млн. рублей. Следствием было установлено, что Тарасов раздавал муниципальные земли своим приятелям, организовавшим более десятка ДНП, едва ли не даром. Жалобы в Антикоррупционный комитет по Свердловской области поступили от нескольких местных жителей, в том числе от сотрудника администрации и одного из депутатов городской Думы Среднеуральска. По результатам проверки поступившей информации мы направили материалы в соответствующие правоохранительные ведомства, после чего вскоре было возбуждено уголовное дело, завершившееся обвинительным приговором.

- Насколько мы знаем, Антикоррупционный комитет и сейчас занимается чиновниками Среднеуральска...

- К сожалению, Среднеуральск уже несколько лет «славится» своими чиновниками и уголовными скандалами. На сегодняшний день нашей организацией инициирована доследственная проверка по факту строительства в Среднеурльске здания лыжной базы. Вопросов много - и к прежнему мэру, и к действующему. Жителей города, обратившихся в Антикоррупционный комитет, волнует вопрос стоимости здания, которая, по предварительным данным, может быть завышенной в несколько раз, и то, что здание на которое было израсходовано почти 20 млн. руб. не функционирует и не используется по назначению. При этом городской бюджет несет дополнительные затраты на содержание этого сомнительного объекта.

Параллельно проводится проверка по вопросу законности размещения в городе Среднеуральске многочисленных рекламных конструкций, рекламирующих строительную компанию, одним из собственников которой и ее бывшим руководителем является действующий глава Зашляпин. Мы располагаем сведениями о том, что собственники имущества, на котором размещена наружная реклама, не давали своего согласия на размещение, соответственно, имеются основания полагать, что установлена она была незаконно, и бюджету города мог быть причинен ущерб в виде неуплаты государственной пошлины. В данной ситуации Антикоррупционный комитет требует дать правовую оценку действиям либо бездействию должностных лиц администрации ГО Среднеуральск, которые обязаны были выявлять и демонтировать незаконные рекламные конструкции.

- А по несанкционированной свалке на Уралмаше уже известны какие-либо результаты?

- Информация ранее уже озвучивалась, в частности, о возбужденном полицией уголовном деле по самоуправству и нарушению режима особо охраняемых природных территорий. Свое мнение по этой свалке и действиях правоохранителей я тоже высказывал. Есть основания полагать, что свалка существовала долгое время благодаря неким покровителям в погонах, чиновникам мэрии и не только... Не один год она работала, машины с мусором никто не задерживал, организаторов мусорного трафика никто не устанавливал, несмотря на возбужденное уголовное дело, никто не препятствовал этому преступному бизнесу - он продолжал процветать.

И схема очень простая. Жители жалуются - уголовное дело долго не возбуждается, а если и возбуждается, то по «легким» статьям. Само расследование ведется вяло, дело может неоднократно приостанавливаться, в том числе за невозможностью установления подозреваемых. Пока идет следствие, преступная деятельность продолжается, так как всех все устраивает - организаторов, ряд чиновников и полицейских. И главное, всегда есть «прикрытие» - уголовное дело возбуждено, ведется расследование... Однако время идет, сроки давности привлечения к ответственности истекают, и в итоге все расследование сводится на нет. Только в исключительных случаях, когда дело обретает общественный резонанс в СМИ, потерпевших становится много, и они «бомбардируют» жалобами все возможные инстанции, в этом случае состав преступления могут переквалифицировать на более тяжкий,  дело даже доводится до суда и вынесения приговора. Однако на скамье подсудимых оказываются, как правило, вовсе не истинные организаторы, а так называемые «стрелочники».

2017-02-22_00007_2.jpgМожно вспомнить, что именно так в свое время развивались события в громких уголовных делах по «черным застройщикам» земель ИЖС в Екатеринбурге. С 2008 года Владимир Воробьев незаконно строил в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга многоквартирные дома и продавал в них квартиры, а полицейские несколько лет упорно отказывались возбуждать уголовные дела. Даже когда в 2012 году прокуратура установила сумму полученного Воробьевым незаконного дохода - более 25 млн. руб.  Первое уголовное дело - но не по мошенничеству, а по незаконному предпринимательству, в отношении нелегальной деятельности Воробьева было возбуждено лишь в 2014 году - после почти семи лет (!) его активной строительной деятельности,  после того как подключился Антикоррупционный комитет по Свердловской области. Аналогично и с его молодым «коллегой», ныне покойным Дмитрием Максимовым. Сначала полиция отказывалась возбуждать уголовные дела по жалобам пострадавших, потом дело возбудили по самоуправству и затянули так, что все сроки давности прошли. И только когда количество пострадавших перевалило за несколько десятков, ущерб стал под сотню миллионов, ситуация накалилась до предела, было, наконец, возбуждено уголовное дело по мошенничеству. В итоге Воробьев осужден на длительный срок, Максимов был убит. А истинные организаторы этого бизнеса (лично я убежден, что Максимов и Воробьев таковыми никогда не являлись) остались на свободе, став очень богатыми людьми.

К сожалению, подобных примеров можно привести множество.

Аналогичные схемы, но не с таким размахом, используются сегодня и в сфере потребительского рынка, когда незаконно используются километры муниципальной или государственной земли под размещение незаконных торговых и иных объектов, автопарковок, а те чиновники и правоохранители, которые отвечают за это, не приняли своевременных мер.

На первый взгляд, мелкий торговый бизнес, в действительности это хорошо организованная незаконная деятельность, в которой крутятся сотни миллионов.

И все это объединяется одним словом - коррупция.

- Мы сегодня много говорили о коррупции и о том, как ей противодействовать. И все-таки хочется верить, что не так уж все плохо в нашем государстве...

- Совершенно ответственно вам говорю, что в большинстве своем люди, работающие в государственных и муниципальных структурах, органах, это люди порядочные и компетентные, которые действительно верой и правдой служат своему государству и народу. Это и депутаты, и судьи, и сотрудники прокуратуры, следствия,  полиции. В результате нашей совместной работы вносилось огромное количество требований, протестов, представлений прокуратуры, нарушители привлекались к административной и иной ответственности, возбуждались уголовные дела, выносились обвинительные приговоры.

Надо понимать, и это очень важно, что именно на таких людях все и держится. Но все-таки не только на порядочности отдельных должностных лиц, работа которых, безусловно, вызывает уважение, должно все держаться. Должна меняться сама система. Победить коррупцию нельзя, но бороться с ней можно и нужно. И работа в этом направлении государством ведется, о чем говорят многочисленные "посадки" коррупционеров и их пособников. Может, не так быстро, как хотелось бы, но, думаю, борьба с коррупцией будет нарастать.

- В заключение нашего разговора, чего бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

- Всем гражданам я хочу пожелать проявлять больше активности и меньше равнодушия, не лениться и не бояться отстаивать свои интересы всеми возможными и доступными законными способами, повышать свою правовую грамотность, в том числе при написании заявлений активно пользоваться интернетом как источником информации, обращаться при необходимости к профессиональным юристам, в СМИ. Главное - перестать говорить себе, что «от меня ничего не зависит, за нас уже всё решено»... Ведь правовая безграмотность, равнодушие и безинициативность людей - самая благодатная почва для коррупции, это именно то, что нужно преступникам, чтобы проворачивать свои грязные дела.  


Беседовала Татьяна ПОПОВА

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Интервью"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK